Профориентация — это помощь выпускникам с определением их навыков и карьерных целей, а также с выбором подходящей профессии или направления обучения.
Благодаря профориентации выпускники могут избежать неприятных ситуаций, когда выбранная ими профессия не совпала с их интересами и способностями, а также построить маршрут развития качеств, необходимых для успешной работы в желаемой сфере, и получить полезную информацию о требованиях и перспективах в различных профессиональных областях.
В целом профориентация направляет выпускников, создаёт фундамент для успешной карьеры и самореализации.
Главная цель — помочь выпускникам лучше понять себя, свои способности, интересы и ценности, а также ознакомить их с различными профессиональными возможностями. Благодаря профориентации выпускники принимают осознанные решения о своём будущем профессиональном пути на основе своих особенностей, а также потребностей общества и рынка труда.
Методы профориентации.
Множество мероприятий позволяют прикоснуться к различным профессиям и узнать о них самую актуальную информацию. Среди таких методов можно назвать:
-прохождение профориентационных тестов;
-встречи со специалистами конкретных профессий;
-просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения;
-занятия в школах, посвящённые той или иной профессии;
-просмотр обучающих фильмов;
-«ярмарки» профессий, которые проводят профориентационные учреждения;
-дни открытых дверей в учебных заведениях.
Важно не ограничиваться лишь одним методом, например прохождением тестов, а сочетать теоретическое изучение профессии с практикой — посещать экскурсии на предприятиях и в вузах, где этому обучают.
Чтобы определить свои сильные стороны для будущей профессии, можно пройти профориентационные тесты. Большинство из них помогают найти интересную вам сферу деятельности, предлагая поделиться своим мнением о том, что вам нравится и не нравится делать из предложенного списка.
К профориентационным тестам относятся:
Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО). Определяет предрасположенность к типам профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек — человек», «человек — знак», «человек — художественный образ». Это одна из самых популярных методик. Её используют в большинстве школ в рамках плановой профориентации в 9-м и 11-м классах.
Тест Холланда. На основе ценностных ориентаций и интересов человека Джон Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности. Тест покажет вашу предрасположенность к одному из них.
Используя методики ДДО или тест Холланда, можно определить ключевую информацию для выбора профессии: подходящую профессиональную сферу и склонности личности. Вместо теста Холланда допустимо пройти методику «Якоря карьеры».
«Якоря карьеры» Э. Шейна. Это методика диагностики ценностных ориентаций: что именно важно подростку в карьере — профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
«Профиль» — методика «Карты интересов» А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной. Вопросы теста касаются отношения подростка к различным конкретным видам деятельности.
Диагностика структуры сигнальных систем (Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова). На основе преобладания у человека первой или второй сигнальной системы определяются специфические типы высшей нервной деятельности:
- художественный: преобладание первой сигнальной системы;
- мыслительный: преобладание второй сигнальной системы;
-средний: относительно одинаковая роль обеих систем.
Некоторые тесты помогут развеять сомнения по поводу ваших способностей и склонностей. Их нельзя назвать в полной степени профориентационными, поскольку они не определяют сферу интересов из множества возможных, но они очень полезны для более детального исследования ваших качеств в рамках уже выбранной сферы.
Вот примеры таких тестов:
Тест механической понятливости Беннета поможет определить уровень развития инженерно-технического мышления.
Тест Вандерлика на обучаемость позволяет оценить параметры, схожие с уровнем интеллекта.
Тест на творческие способности Гилфорда будет полезен не только для будущих художников и дизайнеров, но и для многих других профессий, поскольку позволяет оценить креативность принимаемых решений и их разнообразие.
В общеобразовательной школе миссию специалиста по профориентации выполняет школьный психолог. В его нагрузку чаще всего не входит обязательное индивидуальное консультирование каждого выпускника о профессиональном пути, однако к нему можно записаться на такую консультацию по своему желанию. По умолчанию школьный психолог проводит со старшеклассниками работу по методике Е. А. Климова и поясняет результаты.
ГБУ РК «Советский РЦСССДМ»