Родители задают вопросы – дети пожимают плечами. С одной стороны, дело может быть в не подходящем для расспросов времени: после проведенного в садике и школе дня дети устают, хотят сменить тему и переключиться на другую деятельность. Но есть и еще одно объяснение: мы часто выбираем для общения с детьми закрытые вопросы и формулируем свой интерес так, что ответы могут быть лишь односложными:
- Ты хорошо сегодня ел?
- Много уроков задали?
- Ты подготовилась к контрольной?
- Как у тебя дела?
На такие вопросы обычно получаются предсказуемые ответы «да», «нет», «нормально». Но родителям, конечно, хочется быть в курсе того, что делают дети вне дома, о чем мечтают, чему хотят учиться, с кем им нравится дружить, какие проблемы бывают в общении со сверстниками.
Открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы, могут побудить детей к размышлениям, особенно если сформулировать их так, что на них будет интересно отвечать. Например:
- Какая игра была сегодня самой увлекательной?
- Какими игрушками ты сегодня играл? У них есть имена?
- Какими материалами вы сегодня пользовались на уроках труда и рисования?
- У меня сегодня был такой занятой день на работе, а что интересного было у тебя?
- Давай я попробую угадать, какие три вещи ты сегодня делал?
Дети учатся на вопросах, поэтому в дошкольном возрасте так часто их задают. Но ничуть не меньше они любят на вопросы отвечать. При этом дети чувствуют, когда вопросы заданы с искренним интересом, а когда взрослые просто пытаются выведать тайну или, что еще хуже, прочитать лекцию о том, как на самом деле нужно мыслить и действовать.
Хорошо, когда беседы являются традицией, заведенной в семье. Когда обсуждения идут за обеденным столом и на прогулках, под одеялом перед сном, за выпечкой пирога или совместной сборкой конструктора. Все эти ситуации – прекрасная возможность для того, чтобы в непринужденном разговоре лучше узнавать друг друга.
Взрослый, который внимательно слушает ребенка и не отвлекается на посторонние дела, даёт ему посыл: твои мысли интересны, а твое мнение важно для меня. Такому взрослому можно доверять секреты и делиться с ним наболевшим, мечтать вслух и шутить на любые темы. Даже самые маленькие дети с удовольствием отвечают на вопросы, которые позволяют им быть искренними или фантазировать. Малышей интересует все на свете, их можно спрашивать о природе вещей, которую они пока не понимают, но им нравится выдвигать свои версии устройства мира.
Родители обычно знают, какие страхи и переживания имеются у детей. Но бывает, что ребенок не выдает своих волнений и переживает их в одиночку. Чтобы «озвучить» существующие проблемы и понять, как ребенок с ними справляется, вы можете спросить:
- Как ты думаешь, если малыш боится темноты, или собак, или чего-то еще, как он может себя успокоить и подбодрить?
- Что тебя больше всего злит?
- Как ты считаешь, какие самые неприятные поступки могут совершать друзья?
Дети любят, когда с ними говорят обо всем на свете. Можно вместе вспоминать прошлое: радостные моменты или досадные огорчения. По прошествии лет многие вещи уже не кажутся обидными, как когда-то, поэтому дети легко делятся секретами раннего детства, но чтобы положить этим рассказам начало, нужно помочь детям вспомнить всё:
- С какого момента ты себя помнишь?
- Какая у тебя была самая любимая игрушка, когда ты был маленьким?
- Что тебе нравилось делать всей семьей?
- Чем тебе запомнился детский сад?
- Чего ты больше всего боялся, когда был маленьким?
Открытые вопросы побуждают детей размышлять и рассуждать, анализировать и приходить к выводам. С их помощью можно говорить и о проблемах в детско-родительских отношениях, только важно подобрать подходящий момент для доверительного разговора. В острой ситуации, например, на пике ссоры, дети и взрослые действуют на эмоциях и часто говорят на повышенных тонах. Но когда воинственный пыл стихнет, можно побеседовать в спокойной обстановке и постараться услышать друг друга:
- Какие из моих слов были для тебя обидными?
- Почему мой поступок кажется тебе несправедливым?
- Как бы мы могли исправить недоразумение?
Если перепалка происходит между детьми, важно подойти к разрешению ситуации объективно. Видя плачущего младшего брата и покрасневшего старшего, стоящего в стороне, можно спросить: «Это ты ударил брата?», и это будет закрытый вопрос, к тому же содержащий скрытое обвинение, а оно лишь сильнее захлопнет раковину детского доверия. Но можно спросить: «Почему Ваня плачет? Что случилось?», и это будет приглашением к обсуждению инцидента, в котором смогут высказаться обе стороны.
Практика открытых вопросов в случае, если она естественно вплетена в процесс семейного общения, а не происходит в форме интервью или допроса, сближает детей и родителей, несет познавательную ценность, обучает.