Дисциплина – один из самых осуждаемых вопросов в воспитании детей. В наше время она приобретает странные формы: временная изоляция, лишение привилегий, игнорирование, нотации и запреты. Вопрос стоит в том, какой должна быть дисциплина, чтобы прекратить проблемное поведение навсегда, т.е. необходимо последовательное изменение поведения, избавление от проблемного поведения раз и навсегда так, чтобы не пришлось искоренять его снова.
Необходимо точно определить, почему ребёнок плохо себя ведёт и изменить такое поведение, выработать устойчивые моральные принципы. Растить детей в обстановке любви и спокойствия и учить их поступать правильно – самое ценное наследство, которое мы можем им оставить.
Родителям необходимо запомнить, что большинство качеств:
- приобретаются (агрессивный может научиться управлять своим гневом, а застенчивый может научиться общаться);
- поддаются изменениям (с помощью научно-обоснованных методик)
- требуют вмешательства (скверное поведение – это не временное явление, ребёнок его не перерастёт. Поведение войдёт в привычку и станет основой девиантного поведения)
- требуют времени для изменений (усвоение новых навыков поведения занимает не менее 3 – 4 недель повторений)
- требуют обязательств (обязательным родителем быть не так просто)
- должны иметь замену (замещающее поведение)
- нуждаются в хорошем примере
- требуют практики (для изменения качеств нужна практика до тех пор, пока ребёнок не начнёт применять его самостоятельно)
- большинство качеств обязательно должны поощряться (изменение поведения – дело трудоёмкое и заслуживает признания и поощрения)
Отношение родителей к ребёнку, его социальное воспитание играет огромную роль в профилактике девиантного поведения. Проблема в поведении ребёнка – это не только проблемы самого ребёнка, это и семейная проблема. Образ родителей воплощается в детях, которые копируют то, что видят. Наши ежедневные поступки – начиная с наших взглядов, предпочтений, слов, а также отношений с детьми, супругом (супругой), друзьями, коллегами, соседями – на много сильнее влияют на поведение ребёнка, чем мы можем себе представить. Успешное социальное воспитание – это профилактика девиантного поведения детей и подростков.
Перечислим несколько правил важных для обеспечения успеха в воспитании:
1) Установить контакт с ребёнком. Любое преобразование начинается со спокойного обращения к ребёнку, сохраняйте самообладание, установите зрительный контакт, уберите всё, что может отвлекать внимание и убедитесь, что ребёнок готов внимательно вас слушать.
2) Не надо строить предположений по поводу того, понимает ли ребёнок, что он сделал не так.
3) Примите для себя решение, что вы обязуетесь поработать с ребёнком, чтобы помочь ему измениться.
4) Не рассчитывайте, что ребёнок знает, как он должен разговаривать. Необходимо потренировать его новое поведение, которое заменит проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать.
5) Проблемное поведение необходимо исправлять, как только оно появляется. Будьте кратки, объясните ребёнку, что он сделал не так и приведите пример правильного поведения.
6) Необходимо поощрять попытки ребёнка вести себя хорошо, говорить о своих эмоциях, о своём отношении к изменению поведения. (Ты молодец, говорил уважительно, я бы хотел(а), чтобы так было и дальше).
7) Меняться детям очень трудно, так что поздравляйте вашего ребёнка с успехом каждый раз, когда видите положительный результат.
Родителям хочется, чтобы дети вели себя хорошо – в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения часто можно проглядеть всё хорошее, что есть в наших детях: доброе сердце, живой нрав, настойчивость, игривая натура и т.д. Настоящая опасность заключается в том, что ребёнок начинает думать, что родители больше любят его за поступки, а не самого по себе. Ребёнок слышит замечания, нотации, видит родителей строгими и огорчёнными, что влияет на формирование чувства уверенности в себе. Чрезвычайно важен такой элемент воспитания: не забывайте говорить ребёнку, что вы любите его и вы им дорожите.