Семья всегда была важным социальным институтом, целью которого является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Она обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую, высоконравственную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Влияние семейного воспитания отличается в полных и неполных семьях.
Так полная семья, является наиболее полноценным типом семьи с наличием обоих родителей и детей. Такая семья есть основа общественного благоустройства. Однако «полной» она может быть названа только при следующих условиях:
- полноценное исполнение супругами своих функций по отношению друг к другу, к дому, семье в целом и детям;
- взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие членов семьи;
- психологическая защищенность каждого члена семьи со стороны самой семьи.
Неполной считается семья, в которой есть один или несколько детей, но по какой-либо причине отсутствует один из родителей.
Факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье.
Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьи — социально-культурный. В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации. Осваивая роль семьянина, ребёнок лишён положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации.
Обязанности по воспитанию детей являются общими как для отцов, так и для матерей, их долг заключается в том, чтобы дать детям не только и не столько материальное богатство, сколько воспитать гармонично развитого ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог уверенно познавать окружающий мир. Наблюдения показывают, что положительный аспект отцовского воспитания состоит в том, что у детей развивается ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед семьёй, родными, обществом, уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и своё достоинство. Всего этого могут быть лишены дети, воспитывающиеся в материнской семье, и как следствие, у них может возникнуть искаженное восприятие семьи как ячейки общества.
Более глубинная роль принадлежит матери. Это обусловлено присущими только ей функциями: создавать и оберегать семью, пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей, осуществлять неразрывные связи семьи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребёнком, который ещё не родился.
Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе, имеет большое значение. Так в неполной семье материальный заработок зависит только от одного из её членов, следовательно, обеспечивая финансовую независимость, родитель меньше уделяет внимания духовному развитию ребёнка. И технико-гигиенический фактор, который указывает на зависимость воспитания от места и материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи. В неполной семье могут чаще возникать материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, возникает дефицит настоящих, полноценных семейных отношений. Дети не всегда могут получить полноценное общение, в полной мере удовлетворить потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищённость при отсутствии одного из родителей, это также может основываться на материально-бытовом неблагополучии неполной семьи.
Четвёртый фактор — демографический, он связан со структурой и составом семьи. Отсутствие в семье одного из членов, также может сказаться на интеллектуальном развитии ребёнка. Для полноценного интеллектуального развития ребёнку необходимо общение с родителями обоих полов, с целью перенимания у них жизненного опыта.
Безусловно, нельзя считать идеалом воспитание в полной семье, но если сложилась ситуация воспитания ребенка в неполной семье, то следует быть ещё внимательнее, не бояться обращаться за квалифицированной помощью и поддержкой, осознавать особенности сложившейся ситуации и делать всё возможное, чтобы не допустить в воспитании детей негативных последствий.
При необходимости, вы можете обратиться центр социальных служб для семьи, детей и молодежи для получения бесплатной социальной помощи. Более подробно о деятельности территориальных Центров Вы можете найти на сайте КРЦСССДМ.РФ.