Вы здесь

РПП у ребенка: как распознать и чем помочь

Расстройство пищевого поведения – поведенческий синдром, связанный с расстройством приема пищи.

Физиологические признаки: тошнота до, во время или после еды; боли в животе; частые головокружения; быстрая и необъяснимая потеря веса или, напротив, его набор; частое посещение туалета или ванной после еды.

Поведенческие признаки:

  • Ребенок стесняется есть на виду у всех. Отказывается от походов в кафе и любых застолий.
  • Чаще ест вне дома, не рассказывает, что ел в течение дня.
  • Прячет или без спроса берет еду.
  • Отказывается от обеда или ужина.
  • Часто выбирает продукты, объединенные по каким-либо критериям. Например, только красное, только маленькое по размеру и т. д. Далее подобное избирательное питание перерастает в более серьезный отказ от целой категории продуктов – жирного, сладкого, мучного и др.
  • Стесняется своего тела. Постоянно взвешивается, часто смотрится в зеркало, отдает предпочтение мешковатой одежде.
  • Чрезмерно увлекается спортом, в особенности это касается мальчиков.
  • У ребенка появились необычные пищевые привычки — например, разрезание еды на очень маленькие кусочки.

Критическая ошибка в этой ситуации – видеть проблему в самом ребенке.

Если вы отметили у ребенка один-два признака РПП, хорошим решением будет полный контроль питания. Ваша основная задача при коррекции нарушений пищевого поведения – помочь ребенку нормализовать рацион, для этого потребуется предпринять следующие шаги:

  • Старайтесь есть всей семьей
  • Питайтесь в одно и то же время
  • Включайте в приемы пищи все виды продуктов, чередуя их и часто меняя.
  • Не ругайтесь за столом, не обсуждайте конфликтные темы.
  • Отложите гаджеты и не смотрите телевизор во время еды.
  • Сделайте трапезу более приятной: приготовьте блюда вместе с ребенком, включите приятную музыку, выберите красивую посуду, сервируйте стол.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка. Не обвиняйте его, не повышайте голос, используйте «я-высказывания» для выражения своего беспокойства. Не «почему ты это сделал?», а «я волнуюсь, когда ты так делаешь».
  • Не критикуйте самого себя при детях. Помните, что ваше отношение к собственному телу и внешнему виду влияет и на самовосприятие ребенка.

Важно быть в контакте с ребенком: чаще хвалите его, не ругайте за недоеденное блюдо, не подшучивайте над его внешним видом и весом. Эмоциональная поддержка родителя всегда имеет большое значение.