В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Общение для подростка принимает ведущий тип деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек – сверстник, а содержание является построением и поддержанием личных отношений с ним.
На что следует обращать внимание при выстраивании общения с подростком:
- идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
- событийная сторона жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
- эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроение).
Об особенностях усыновления в подростковом возрасте.
Проблемы, встающие перед подростками, усыновлёнными не в младенческом возрасте, еще более сложны. Часто такие дети подвергались насилию или были заброшены, жили в детских домах, прежде чем нашли постоянную семью. Они испытывают более интенсивное чувство потери, часто страдают от сильно заниженной самооценки. Кроме того, имеют серьёзные эмоциональные и поведенческие трудности, как результат раннего прерывания процесса привязанности к взрослым. Подростки, установленные в старшем возрасте, приносят с собой воспоминания о своей прежней жизни. Для них важно, чтобы им позволили сохранить эти воспоминания и делиться ими. Родители таких тинейджеров должны быть готовы к тому, что им и детям может потребоваться профессиональная помощь для построения и поддержания здоровых семейных взаимоотношений.
Для детей, находящихся под опекой лиц, не приходящихся им родственниками, проблема недоверия остается ведущей. Для них характерны возрастная регрессия («отказ» назад), нежелание принять свою половозрастную роль, «заторможенность» при взаимодействии с людьми, высокий уровень тревоги, негативных эмоциональных переживаний, постоянное ожидание неприятностей. Они достоверно чаще нуждаются в защите и опеке. Их протестные реакции, попытки противодействовать внешнему давлению выражены слабее, чем у подростков, находящихся под опекой родственников.
ГБУ РК «Евпаторийский центр
социальных служб для семьи, детей и молодёжи»