Во всех школах города Белогорска и района с ноября 2016 года созданы школьные психологические службы (далее – ШПС). В состав каждой ШПС включены специалисты по социальной работе Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Белогорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи».
Основная цель ШПС – раннее выявление несовершеннолетних «группы риска», эмоционально не устойчивых, способных совершить суицид и проведение с данной категорией несовершеннолетних коррекционно-профилактической работы.
24 ноября 2017 года представителями Белогорского РЦСССДМ на базе администрации Белогорского района организована рабочая встреча для педагогов школ города и района, представителей ШПС.
Основная цель мероприятия – выявление социальных проблем, влияющих на ситуацию подростковых суицидов и Интернет зависимости несовершеннолетних, способы их преодоления.
В процессе работы члены рабочей встречи выделили следующие проблемы:
- низкая грамотность детей и родителей в вопросах безопасного поведения детей в Интернете;
- опережающее использование детьми Интернет сервисов по сравнению с началом их систематизированного обучения компьютерной грамотности;
- нехватка в образовательных организациях специалистов в сфере информационной безопасности;
- отсутствие должного контроля за соблюдением законодательства владельцами сайтов, провайдерами хостинга и операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети Интернет;
- ненадлежащие применение административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от вредной информации в местах, доступных для детей;
- необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечении детской безопасности в сети Интернет;
- недостаточность системной информационно-просветительской работы, направленной на профилактику Интернет-зависимости, информирование детей и родителей о безопасном поведении при использовании информационно-коммуникационных технологий;
- отсутствие системы мер по противодействию распространения материалов экстремистской направленности, пропаганде суицидов в социальных сетях;
- нехватка развивающего и обучающего контента в сети Интернет, интересного детям, а также его пропаганды.
В ходе обсуждения проблем были намечены два основных пути работы: с детьми и их родителями.
Дети должны усвоить основные правила использования Интернета:
- Нельзя делиться личной информацией о себе и своем окружении.
- Нельзя общаться с незнакомыми людьми.
- Нельзя принимать виртуальные подарки.
- При любых попытках втягивания в игру сообщать родителям.
- Защиту искать только у родных.
Родители в свою очередь должны:
1. Обеспечить КОНТРОЛЬ за использованием ПК.
2. Найти АЛЬТЕРНАТИВУ времяпровождению несовершеннолетнего в Интернете.
3. Соблюдать КУЛЬТУРНО-СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ - свод правил и поведения общения с техническими средствами, который ОБЯЗАТЕЛЕН для всех членов семьи).
Учителя и специалисты по социальной работе будут продолжать в процессе своей деятельности информировать взрослых и несовершеннолетних о безопасном поведении в Интернете. Несовершеннолетних с проблемами поведения вовлекать в социально-профилактическую работу (тренинги, группы взаимопомощи), цель которых формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, преодоление (профилактика) негативных явлений.