Вы здесь

Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот

В 1950-60 годы из воспитанников детских домов вышло много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем времени. С конца 60-х годов речь идёт о так называемом “социальном сиротстве”, т.е. большинство детей, живущих в детских домах, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. “Социальное сиротство” влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.

     Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. Рушится основа государственного строя - семья.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты.

Пополнение этих учреждений идёт за счёт детей из неблагополучных семей. Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. В современных условиях воспитанники интернатных учреждений особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) интернатного учреждения, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.

Выпускники этих учреждений, как правило, во взрослой самостоятельной жизни, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают зависимыми, чрезмерно критичны к другим, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих. Они испытывают явные трудности при установлении социальных контактов. Очень низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и безответственны. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации таких детей и подростков.

Проблема сиротства, прежде всего, касается ребёнка и его развития. Сиротство самим своим определением уже констатирует факт некой неполноценности личности, имеющий повсеместно ситуации депривации, т. е. «лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно-важных потребностей личности ребёнка». Лишённые постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью или заменяющим её взрослым, такие дети растут апатичными, безынициативными, эмоционально бедными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. У всех детей выявляются задержки сенсомоторного и речевого развития неумение общаться с взрослыми и сверстниками.Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивыми, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.

Для тех, кто провёл своё детство в стенах детского дома, создание собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образа отношений «родитель-родитель», «ребёнок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентаций детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.

Семья играет ведущую роль в умственном развитии и формировании притязаний и успешности их реализации в учёбе и самообразовании, в овладении человеком социальными нормами, особенно определяющими исполнение семейных ролей. Родители, которые сами в детстве подвергались депривации или которым не удалось решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь, являющуюся залогом формирования чувства материнства.Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически так важного в самостоятельной жизни.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующее учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.В рамках решения проблемы социального сиротства выделены такие задачи, как постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства.

В российском законодательстве и в практике оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотрена возможность различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из таких форм является приемная семья. Она введена законодательством в 1995 г. и образуется на основании договора органами опеки и приемными родителями. При этом орган опеки не только содействует созданию приемных семей, но и оказывает им необходимую помощь, осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка.Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения алиментных и наследственных правоотношений. Эта особенность правового статуса приемного ребенка обнаруживает сходство между приемной семьей и устройством ребенка под опеку.Однако есть очевидная разница между устройством ребенка в приемную семью и в семью опекунскую. В последнем случае ребенок остается под опекой до своего совершеннолетия. В приемную же семью он передается на срок, предусмотренный договором. В приемной семье он юридически свободен и может быть усыновлен. На содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, обувь и одежду, коммунальные услуги, оплачивается труд приемных родителей в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым.

Распространение приемных семей позволяет решить следующие задачи:

- семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечивает занятость для лиц, имеющих склонность к воспитательской работе, получивших специальное образование, но не работающих по разным причинам;

- позволяет воспитать у детей любовь к земле, сельскому труду, сформировать профессиональные навыки.

На основании закона Республики Крым от1 сентября 2014 года №62-3РК, ст.6 органы опеки и попечительства в РК осуществляют подбор и учет граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов опеки и попечительства в Республики Крым осуществляет ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», который проводит обучающие семинары в соответствии с годовым планом. На обучение принимаются лица, имеющие право быть усыновителями в соответствии с ч.1ст.127 семейного кодекса РФ, лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями),приемными родителями детей в соответствии со ст.146 Семейного кодекса РФ, на основании личного заявления граждан, желающих быть усыновителями или опекунами.

     

Наполните жизнь счастьем: помогите покинутым детям найти новую семью!

По вопросам создания приемных семей Вы можете обратиться в Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту Вашего проживания.

Керченский городской ЦСССДМ