Вы здесь

О медиации

УДК 376.7 : 004.9 (04)  

Статья  опубликована в научном журнале "Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, серия: Педагогика.Психология", статья вошла в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).                         

 

Особенности организации и применения медиации в образовательных организациях Республики Крым

 

МЕЛЬНИК  Ирина Ивановна

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность разрешения  конфликтов в школьной среде с помощью медиации (одна из технологий эффективного урегулирования споров),  законодательное и нормативное регулирование  медиации в России, необходимость и важность применения, а также принципы и этапы школьной медиации, особенности организации и функционирования школьных служб примирения. 

Ключевые слова: Медиация, конфликт, школьная среда, конфликтологическая компетентность, служба школьной медиации.

      

Постановка проблемы. В настоящее время случаи конфликтов между  школьниками с насилием, как физическим, так и моральным не являются редкостью. Средства разрешения конфликтов, применяемые в образовании зачастую не работают и остается нерешенной.  Однако, следует помнить, что школьная среда представляет собой общество в миниатюре, его зеркальное отражение. В ней отражаются все социальные тенденции, как позитивные, так и негативные. Следовательно, научившись эффективно взаимодействовать, осознав ценность положительного исхода конфликтов и научившись выходить конструктивный выход из возникшей ситуации конфликта, учащиеся без труда смогут применить данный опыт в других сферах общественных отношений. В связи с этим возрастает актуальность внедрения в образовательных учреждениях медиации  как способа разрешения и профилактики конфликтных ситуаций.

В настоящий момент идеология необходимости работы с конфликтами осваивается очень медленными темпами, публикуются ряд учебников по конфликтологии. Исследованию проблемы медиации посвящены работы таких авторов как Л.В. Ковальчук, Г. Мета, Г.Д. Похмелкина, Х. Бессемер и пр., также ряд авторов занимаются изучением школьных служб примирения – Е.Ю. Зинова, А.Ю. Коновалов, Т.С. Овчиникова, Г.А. Павлович и пр. На государственном уровне необходимость использования медиативных практик в школьной среде закреплена в Федеральном законе от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», указе Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», распоряжении Правительства от 15.10.2012 г. № 1916-р [1]. В  учреждениях образования рекомендовано создавать службы школьной медиации, которые обеспечивают защиту прав детей и создают условия для организации безопасного пространства, одинаковых возможностей и защиты их интересов.  В 2013 году Министерством образования и науки разработаны рекомендации относительно создания служб школьной медиации в образовательных организациях [2].

Но, несмотря на обширный теоретический материал по проблеме школьной медиации, регулирование конфликтов как осознанное действие в подавляющем количестве школ не осуществляется.

Цель статьи состоит в изучении особенностей организации и применения медиации в образовательных организациях как самостоятельного способа решения и предупреждения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Изложение основного материала. Итак, что же такое медиация? Медиация представляет собой форму эффективного урегулирования конфликтов с целью содействия двум (или нескольким) сторонам конфликта для достижения обоюдного и взаимовыгодного соглашения при участии и под руководством нейтрального третьего лица – посредника (то есть  медиатора), у которого отсутствует право выносить обязательное для сторон решение [5].

Школьной медиации присущи общие принципы медиации [4; 8;11]:

1. Принцип добровольности, предполагающий  добровольное участие сторон конфликта в медиативной сессии. Допускается  направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны принимают решение будут ли они участвовать в медиации.

2. Принцип нейтральности. Медиатор сохраняет нейтральность по отношению к каждой из сторон конфликта, он независимый посредник и его задача помочь сторонам конфликта найти то решение, которое устроит их обоих.

3. Принцип равенства сторон. Каждая из сторон конфликта равна в своих правах, имеет право высказать свою позицию задавать вопросы, на равное количество времени в индивидуальных встречах с медиатором. Равное право выйти из процедуры медиации.

4.Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство медиатора не разглашать полученные в ходе медиативной сессии сведения без согласия стороны, предоставившей соответствующую информацию.

Восстановительная (школьная) медиация помогает избавиться от  отрицательных переживаний, самостоятельно разрешить сложившуюся ситуацию, предупредить возникновение подобного в дальнейшем.  Кроме того, она обучает навыкам построения конструктивных взаимоотношений с другими людьми, умению предупреждать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса, что способствует повышению социальной адаптации и развитию коммуникативной компетентности обучающихся [16].

С помощью медиации максимальное число конфликтов разрешается  восстановительным способом на переговорах, результатом чего является:

а) сведение до минимума уровня враждебности между сторонами конфликта;

б) взятие сторонами на себя ответственности за конструктивное разрешение спорной ситуации.

Применение медиативного подхода дает возможность каждому защитить  свои интересы,  признавая такое же право и за своим оппонентом.

Процедура медиации состоит из нескольких этапов [19]:

1 -  вступительное слово медиатора. На данном этапе медиатор объясняет сторонам суть и принципы медиации, свою роль и роль участников медиации в этом процессе, интересуется наличием у них времени и интереса к разрешению конфликтов, объясняет основные этапы медиации;

2 – презентация сторон  - выслушивается точка зрения относительно сути и причин конфликтной ситуации каждой из сторон. Задача медиатора – внимательно слушать, фиксировать важные детали и задавать уточняющие вопросы, а затем кратко пересказать услышанное и попросить поправить его, если он что-то упустил;

3 – дискуссия, в процессе которой стороны высказывают свое мнение и замечания по поводу услышанного на предыдущем этапе. Задача медиатора – дать возможность высказаться и избавиться от накопившихся эмоций, контролируя ситуацию и не допуская «перепалки»;

4 – кокус, то есть индивидуальная беседа медиатора с каждой из сторон с учетом принципа равноправия сторон;

5- формирование повестки дня - определяются те моменты, относительно которых сторонам придется прийти к согласию;

6 – выработка предложений. В ходе данного этапа стороны обмениваются предложениями относительно решения конфликта. Задача медиатора – помочь им услышать и понять друг друга;

7 – подготовка соглашения – выработанные на предыдущем этапе предложения по выходу из конфликта тестируются на реальность и выбираются наиболее эффективные и устраивающие обе стороны, которые вносятся в составляемый договор;

8 – выход из медиации – получение медиатором обратной связи о проделанной работе – оцениваются степень удовлетворенности соглашением, степень удовлетворенности процессом медиации и эмоциональное состояние сторон.

Метод школьной медиации внедряется посредством обучения педагогов, учащихся и их родителей  основам медиации и формирования у них умения решать конфликты с помощью медиации [14; 15].

Служба школьной медиации в обязательном порядке включает:

а) учащихся (при согласии родителей/законных представителей);

б) педагогических работников образовательного учреждения;

в) родителей учащихся.

В данной службе в качестве медиаторов могут выступать и сами школьники (при условии поддержки со стороны взрослого куратора). Подобная практика является успешной, так как [7]:

- подростком намного лучше известна ситуация в школе, а со сверстниками они  разговаривают «на одном языке»;

- дети больше доверяют и рассказывают друг другу, чем взрослым;

- выступая в роли медиаторов подростки меняются, так как все время сталкиваются с необходимостью понимать различные взгляды, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

- это элемент настоящего самоуправления, в котором определенная доля полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

       В роли куратора (руководителя) службы медиации выступает педагог, который прошел подготовку в качестве медиатора и готов оказывать постоянную поддержку и развивать службу школьной медиации в образовательной организации. Задача куратора  (педагога) - организовать работу службы и обеспечить получение службой информации о конфликтах, правонарушениях  и спорах в образовательной организации (школе) и семьях учащихся при согласии на то родителей [12].

Медиация приобрела большую популярность во многих странах мира, однако в России, в частности в Республике Крым, данный способ разрешения конфликтов практически не используется. Экспертами центра разрешения конфликтов Санкт-Петербурга было выделено ряд причин не распространенности популярности в нашей стране [4]:

- нет специалистов-медиаторов с требуемой квалификацией, психологической подготовкой и специализированным образованием в сфере разрешения конфликтных ситуаций;

- тоталитарное сознание: люди не доверяют специалистам-посредникам, не навязывающим собственное мнение, а предлагающим самостоятельно решить проблему и тем самым взять ответственность за ее решение;

- слабая информированность о новейших социальных технологиях и их использовании на практике;

- не желание  посвящать в свои проблемы посторонних людей;

- несформированность правовой культуры;

- низкий уровень культуры конфликтующих сторон.

Выводы Создание служб школьной медиации в России и в Республике Крым будет способствовать  развитию  конфликтологической компетентности  педагогов   и внедрению инновационной технологии  медиации в практику образовательных организаций города.

Создание служб школьной медиации будет иметь  практическую значимость для образовательных организаций, а именно:

  • повысить уровень безопасности всех участников образовательных отношений;
  • значительно снизит количество конфликтных ситуацийв образовательной организации;
  • повысит уровень конфликтологической компетенции педагогов;
  • позволит войтигородам Республики Крымв единый общероссийский реестр служб школьной медиации РФ.

         Литература.

  1. Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 г.
  2. Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (утв. Министерством образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-54/07 вн).
  3. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура школы. Практическое руководство. Москва, 2012
  4. Ачкурин Т.Ф., Максудов Р.Р. Школьная медиация в России: основания, опыт, перспективы правового регулирования // Вестник экономики, права и социологии. – 2009. - №3. – С. 33-40.
  5. Максудов Р.Р., Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения: идея и технология. – М.: Изд-во: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. – 231 с.
  6. Мариносян Т.Э. Школьная медиация как современный способ урегулирования конфликтов в системе образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2012. - №1 – С. 50-55.
  7. Щетинин С.В. Воспитание свободой в регионе в регионе внедряют ювенильную юстицию и школьную медиацию // Вопросы ювенильной юстиции. – 2007. - №4. – С.24-26.
  8. Шадрина Е.Г. Школьная медиация как один способов формирования толерантности среди молодежи // Медиация: становление и развитие. – 2011. - №1. – С. 46-48.
  9. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. – 2014. - №2. – С. 26-33.
  10. Бубнова И.С., Арганова А.Н. Школьная медиация как технология разрешения конфликтов в подростковой среде // Психология в экономике и управлении.- 2013. - №2. – С. 90-93.
  11. Соловьева С.В., Ершова Е.В. Школьная служба медиации как институт восстановительного правосудия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. - №3-2. – С. 212-217.
  12. Организация школьной службы примирения (методические рекомендации) / Автор составитель Е.Ю. Зинова. – Ханты-Мансийск: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, 2011. – 107 с.
  13. Овчинникова Т.С, Павлович Г.А. Служба примирения в образователь
  14. ном учреждении. – лТюмень: Изд-во предпринимателя В.В. Заякина, 2008. – 54 с.
  15. Петренко А.И. Служба школьной медиации: проблемы и пути решения // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. - №4. – С. 199-215.
  16. Дохоян А.М. Медиация как форма разрешения школьных конфликтов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2016. - №2. – С.21-25.
  17. Преображенская А.О. Медиация как технология разрешения школьных конфликтов // Конфликты в образовании материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. – 2009. – С.95-100.

 

  1. Указ Президента Российской Федерации№ 761 от 1 июня 2012 года утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-рутвержден План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р утверждена Концепция развития до 2017 года сети служб медиации.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-рутверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.