Вы здесь

Желаете взять ребенка в семью?

 В связи с введением режима повышенной готовности на территории Республики Крым по предупреждению и ограничению распространения новой коронавирусной инфекции ГКУ "Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" временно прекращает проведение обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители до особого распоряжения.

Вы можете дистанционно заполнить форму заявки на обучение (раздел "Документы"- "Документы КРЦСССДМ") и отправить по электронному адресу krcsssm@yandex.ru.

 

Желаете взять ребенка в семью?

        

ПОИСК И ВЫБОР СВОЕГО РЕБЕНКА...

     Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

     Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.

     Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев - пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

     Достаточно часто решение взять в семью ребёнка принимается под влиянием внешних обстоятельств – вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; или же вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас всё происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, как тогда подступится к поиску ребёнка и что предстоит пройти на этом пути?

 

 

Каждый месяц в КРЦСССДМ проходят двухнедельные обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Для того, чтобы пройти семинар, желающему необходимо лично прийти в КРЦСССДМ и написать заявление о прохождении обучения. Срок обучения 2 недели с 10.00 до 17.00 в рабочие дни, кроме выходных.

По окончании курсов выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предъявления на всей территории Российской Федерации. 

График обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители в Школе приемных родителей ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи в 2020 году:

с 21 по 30 января;

с 11 по 20 февраля;

с 10 по 19 марта;

с 31 марта по 09 апреля;

с 21 по 30 апреля;

с 12 по 21 мая;

с 02 по 11 июня;

с 23 июня по 02 июля;

с 14 по 23 июля;

с 01 по 10 сентября;

с 22 сентября по 01 октября;

с 13 по 22 октября;

с 10 по 19 ноября;

с 01 по 10 декабря.

Школа подготовки приемных родителей

Наименование школы подготовки приемных родителей

Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Обучающие семинары по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители

ФИО руководителя

Архангельский Андрей Александрович

Адрес

Ул. Трубаченко , 23а

Телефон (приемная)

(3652) 44-13-43

 

Электронная почта

KRCSSSM@yandex.ru

Сайт

КРЦСССДМ.РФ

 

 

ФИО специалистов

Сандулова Оксана Витальевна – тренер

Телефон

(3652) 44-13-43, м.т. +79787133427

 

 

Часы приема граждан

Пн - чт  9-18, пт  9-17.45

 

 

МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО

 

Воспитание – великое дело,

им решается участь человека

В.Г. Белинский

 

… Каждый день мы делаем свой выбор: что одеть, что позавтракать, что купить в магазине, какую читать книгу, какой фильм смотреть, с кем дружить и как поступить в той или иной ситуации.

«-Алло, это бюро находок? – спросил детский голос.

- Да, малыш. Ты что-то потерял?

- Я маму потерял…»

В унисон тишине актового зала наши сердца бились всё сильнее и сильнее… А специалист продолжала:

« - А какая, твоя мама?

- Она красивая и добрая. И ещё она очень любит кошек…»

Так Оксана Витальевна Сандулова начала занятия по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Подготовка проходила в Государственном казенном учреждении «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи».

Принять ребёнка в свою семью, своё сердце и душу, жизненноважный, очень ответственный и серьёзный выбор для каждого из нас…

В тёплой, доброжелательной атмосфере, сидя в кругу, мы знакомились. Каждый из нас поведал свою историю, рассказывая о главном решении в жизни – принятие на воспитание ребёнка в свою семью, свою жизнь, оставшегося без попечения родителей. Вовремя сказанные слова поддержки, искреннее понимание со стороны Оксаны Витальевны, и создавали особый фон принятия друг друга.

Умело прикасаясь к сердцу и душе каждого из нас, специалист предложила на «Дереве ожиданий» разместить, написанные на листах бумаги: «Что ожидаем от данных занятий?» и «Чего опасаемся?» Ожидания участников курсовой подготовки – самые разнообразные, но «красной нитью», ведущим звеном было отмечено: «Более глубоко понять себя».

Ключевым стал вопрос: «Как правильно, умело, безболезненно, и на каком этапе жизни ребёнка говорить, что он усыновлён?»

Лучше познакомиться друг с другом помог «Герб семьи», который рисовал и представлял на занятиях каждый участник. В ярком многообразии наших, с любовью выполненных рисунков, чётко прослеживался общий девиз: «Моя семья – моё богатство!»

Таким образом, благодаря профессиональному, грамотному подходу Оксаны Витальевны Сандуловой, мы стали единой командой, объединённой общей целью в получении новых знаний и умений.

Каждый день занятий был наполнен глубоким содержанием и смыслом. Мы познавали, прежде всего, себя, дискутировали, обменивались своим мнением и определённым жизненным опытом. Побывали в роли и «родителя» и «ребёнка», а объединяясь в небольшие группы, дружно находили решение в предложенных специалистом ситуациях.

Очень трудно выделить, да, пожалуй, невозможно, наиболее значимую тему занятий. Подготовка личности к изменениям в семье; полноценное развитие человека; содержание и методы семейного воспитания; преодоление у ребёнка чувства потери и другие жизненноважные темы, рассмотренные в ходе курсовой подготовки, составили  единое целое в непрерывном процессе воспитания наших детей.  А грамотно и умело подобранные примеры из профессионального опыта Оксаны Витальевны Сандуловой, помогли создать наиболее полную, яркую картину восприятия и глубокого понимания предложенных тем занятий.

Новый день занятий начинался какой-либо оптимистичной фразой, например: «Сегодня моё настроение похоже на…» (необходимо было продолжить фразу). Традиционно заканчивался притчей, из которой каждый из нас выносил для себя что-то очень важное, необходимое для жизни.

«Семья – главное в жизни каждого человека. А счастливые, наполненные радостью глаза наших детей – необыкновенное  и самое огромное счастье!» особо отмечает Жанна Ивановна Кислица, директор Государственного бюджетного учреждения «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи».  И, если каждый из нас примет своё, и только своё решение, которое подскажут наши сердце и разум, и возьмёт на воспитание в свою семью ребёнка, в нашем мире появится ещё одна частичка любви и добра. А каким вырастит и кем станет наш ребёнок, будет зависеть только от нас самих.

Татаринова  Елена Владимировна  г.Ялта

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка  и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Однако никакой даже очень уютный детский приют не заменит ребёнку родной дом, а самые добрые и внимательные воспитатели и няни – папу и маму. Вместе с тем в жизни случается разное, и никто не застрахован от трагедии, когда родители уходят из жизни, не успев вырастить своих малышей, или оказываются клиентами пенитенциарной системы по собственной вине, а то и просто ведут настолько асоциальный образ жизни, что соответствующие органы вынуждены лишать их родительских прав.

Деньги не главное

В последнее время к вопросу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, значительно возросло внимание государства, что в первую очередь выражается в достаточно серьёзной материальной поддержке приёмных семей.  На каждого ребёнка ежемесячно выделяется сумма в размере двух прожиточных уровней, а приёмные родители получают оплату своего сложного, но приятного для души труда в размере двух минимальных месячных зарплат за каждого ребёнка. Эти деньги дают возможность вырастить интеллектуально развитого и здорового ребёнка, обеспечить хорошим питанием, одевать, покупать всё, что необходимо для успешной учёбы, устраивать полноценный и интересный отдых, а также оплачивать дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции.

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания, то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

 

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» планирует и обеспечивает подготовку специалистов ЦСССДМ для проведения социальной работы по вопросам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания; по Ходатайству структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных ЦССССДМ, или по личному заявлению граждан, желающих принять в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, КРЦСССДМ формирует учебные группы, организовывает и проводит обучение для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по программе, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17 «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей» и выдает свидетельство, установленного образца, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

 

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Республиканской комиссии

по делам несовершеннолетних и защите их прав

от «11» января 2018 года №1/6     

 

Примерное положение

о работе межведомственных рабочих групп реагирования

из числа специалистов всех субъектов профилактической работы с несовершеннолетними для оказания помощи детям,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации

 

  1. Общие положения

 

  1. Настоящее Положение о работе межведомственных рабочих групп реагирования из числа специалистов всех субъектов профилактической работы с несовершеннолетними для оказания помощи детям, оказавшимся               в трудной жизненной ситуации (далее – Рабочие группы), разработано на основании постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 02.06.2015 № 2/1, в соответствии с федеральным, республиканским законодательством и нормативными правовыми актами Республики Крым (далее – Положение).
  2. Положение определяет основные совместные действия органов и учреждений системы профилактики для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  3. Основной задачей Рабочих групп является оказание экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  4. В своей деятельности Рабочие группы руководствуются Федеральными законами от 28.12.2013 № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", законами Республики Крым: от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым», от 01.09.2014 № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым», от 01.09.2014 № 63–ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым»; от 15.09.2014 № 75–ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым»; федеральным и республиканским законодательством, иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
  5. Основной целью деятельности Рабочих групп является защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от жестокого обращения и других опасных ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью.
  6. Главными направлениями деятельности Рабочих групп являются:
  • оказание экстренной помощи детям в кризисных ситуациях, в том числе в случаях, где есть угроза суицида;
  • выявление и предупреждение ситуаций социального неблагополучия, случаев жестокого обращения и насилия над детьми;
  • профилактика девиантного поведения подростков;
  • проведение психологического консультирования ребенка и членов его семьи;
  • организация для позвонивших на детский «телефон доверия» других видов социально-психологической помощи и информирование их о социальных службах, работающих на данной территории.
    1. Рабочие группы реализуют права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, создают атмосферу психологической защищенности населения, применяют методы и приемы работы, ориентированные на детей, нуждающихся в экстренной помощи.
    2. Органы и учреждения, которые входят в состав Рабочих групп:
  • структурные подразделения (управления и отделы) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований;
  • территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи;
  • органы, осуществляющие управление в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных образований;
  • подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • медицинские организации.
    1. Рабочие группы в своей работе сотрудничают с государственными органами по защите прав детей:
  • органами управления социальной защитой населения;
  • органами по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • органами служб занятости;
    1. В своей работе Рабочие группы осуществляют профилактическую и просветительскую деятельность, а также консультируют граждан о путях защиты прав ребенка, формируют у позвонивших на детский «телефон доверия» убеждение в необходимости обратиться в органы и учреждения по защите прав детей, которые осуществляют их социальную защиту, профилактику правонарушений.
    2. Экстренность предоставляемой помощи обеспечивается круглосуточной работой детского «телефона доверия».
    3. Услуги Рабочих групп, а также звонки на детский «телефон доверия» являются для населения анонимными, конфиденциальными, доступными  и бесплатными.
    4. Специалисты Рабочих групп должны поддерживать на высоком уровне свою квалификацию в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также на курсах переподготовки, семинарах и т.д., проводимых государственными и общественными организациями.

 

 

Основные понятия

 

Ребенок (несовершеннолетний) - лицо до достижения им возраста
18 лет (совершеннолетия).

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий и бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому или психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми проявляется в форме физического  или психического насилия, покушения на их половую неприкосновенность, применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами.

Взаимодействие Рабочих групп – комплекс мер по осуществлению сотрудничества различных ведомств и относящихся к ним органов, организаций и учреждений для достижения единых целей и мероприятий в отношении конкретного ребенка и членов его семьи

Консультант Рабочей группы – работник Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, который по детскому «телефону доверия» оказывает психологическую помощь позвонившему, проводя кризисную интервенцию, оказывает психологическую поддержку, ведет психологическое консультирование, предоставляет возможность высказать звонящему свои душевные проблемы и тем самым самому найти выход из сложной ситуации.

Куратор ситуации Рабочей группы – работник территориального центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. При поступлении сигнала о насилии над ребенком или жестоком обращении с ним, сообщает специалистам других учреждений, входящих в состав Рабочей группы, сведения, необходимые для оказания помощи ребенку. Отвечает  за непосредственную работу с позвонившим и за организацию помощи, выходящей за рамки телефонного консультирования, поддерживает обратную связь с конкретной службой, в которую был переадресован звонок.

Сигнал – телефонный звонок ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в социальной поддержке, а также в нарушении прав и законных интересов ребенка.

Социальная работа – деятельность, направленная на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечение их прав и свобод, улучшение качества жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей.

Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Социальная защита детей – комплекс мероприятий и средств социально – экономического и правового характера, осуществление которых возлагается на органы и учреждения по защите прав детей, относительно обеспечения прав детей на жизнь, развитие, воспитание, образование, медицинское обслуживание, предоставление материальной поддержки.

  1. Организация и порядок работы Рабочих групп.

Члены Рабочих групп в своей деятельности руководствуются законами Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым», от 01.09.2014 № 62 – ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в РК», от 01.09.2014 № 63-ЗРК «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Крым», от 15.09.2014 № 75-ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым», а также федеральным и республиканским законодательством, нормативными  правовыми актами Республики Крым.

  1. Рабочие группы формируются территориальными центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи.
  2. Руководители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, входящих в состав Рабочих групп, направляют в территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи предложения о кандидатурах для включения в состав Рабочих групп.
  3. Состав Рабочих групп утверждается постановлениями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Республики Крым.
  4. Права и обязанности членов Рабочих групп определяются настоящим Примерным положением, должностными и рабочими инструкциями и трудовым договором или контрактом, заключенным по месту работы.

 

  1. Межведомственное взаимодействие организаций,  входящих в состав Рабочих групп

 

  1. Консультант Рабочей группы оказывает психологическую помощь позвонившему, сообщает куратору ситуации Рабочей группы о нарушении прав и интересов ребенка и необходимости организации помощи, а в случаях, когда необходима экстренная помощь (скорая или неотложная медицинская помощь, несовершеннолетний подвергается насилию, в отношении его совершается преступление), информирует медицинскую организацию, орган внутренних дел, соответствующие органы.
  2. Куратор ситуации Рабочей группы обязан обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, принимать меры по защите от всех форм жестокого обращения с детьми, дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

- Орган прокуратуры – при нарушении прав и свобод несовершеннолетних.

- Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – при выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- Орган опеки и попечительства – при выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

- Орган управления социальной защитой населения – при  выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, при несоблюдении действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым в выплате пособий детям и семьям, нуждающимся в этом.

- Орган внутренних дел – при выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  либо в иные учреждения; информируют заинтересованные органы  и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

- Уголовно-исполнительные инспекции – при выявлении состоящих  на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей.

- Медицинскую организацию – при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; при несоблюдении порядка круглосуточного приема и содержания в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; при выявлении у несовершеннолетнего отклонений в поведении и потребности в оказании специализированной медицинской помощи.

- Орган, осуществляющий управление в сфере образования, –  при  выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях.  Также при отсутствии мероприятий по вовлечению детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс, при выявлении незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях.

 

 

 

  1. Просветительская и информационно-рекламная деятельность

 

  1. Просветительская деятельность включает в себя:
  • деятельность, способствующую созданию в обществе благоприятного мнения о Рабочих группах;
  • деятельность по формированию как у детей и подростков, так и у их родителей мотивации для обращения за помощью в Рабочие группы;
  • деятельность, способствующую появлению статей, иных публикаций, радио- и телепередач и программ, исследований, посвященных деятельности Рабочих групп.
    1. Информационно-рекламная деятельность направлена на целевую аудиторию и ведется в целях обеспечения доступности экстренной психологической помощи для детей и их родителей по широкому спектру детско-подростковых проблем, а также проблем сферы детско-родительских отношений.
    2. Просветительская и информационно-рекламная деятельность обеспечивает фон звонков и спектр обращений, а также при необходимости возрастание числа обращений по актуальным для данной территории проблемам.
    3. Информационная деятельность для дошкольников ведется через родителей, для школьников, старших подростков и их родителей – непосредственно через учебные заведения. Организуются информационно-рекламные кампании различного масштаба, разрабатываются информационные обращения для детей разного возраста и для взрослых по различной тематике.

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Когда люди хотят принять в свою семью ребенка, они руководствуются самыми добрыми чувствами и намерениями. И эти добрые побуждения попадают на «одну чашу весов» в процессе принятия решения. А на «другой чаше весов» оказываются как социальные стереотипы («мифы») в отношении детей из детских домов, так и вполне реалистичные опасения.

Какие из этих страхов напрасны, а чего все же стоит опасаться? А главное – что делать, чтобы опасения не сбылись? Об этом и будет разговор в статье.

Начнем с того, что бояться и тревожиться в переломный момент своей жизни – а появление нового члена семьи, хоть родного по крови, хоть нет, это именно такой момент – нормально и даже правильно. Психологи проводили исследования, которые показали, что у тех беременных женщин, которым часто снились тревожные сны, роды проходили более благополучно. Возможно, потому, что женщина из-за тревоги более ответственно относилась к себе, готовилась к появлению ребенка. Наш многолетний опыт показывает примерно то же самое: как раз у абсолютно самоуверенных и не испытывающих тревоги приемных родителей чаще бывают проблемы, а тот, кто боится, переживает, но все равно делает, рано или поздно справляется с любыми трудностями. Так что бойтесь на здоровье, главное – не позволяйте страху вас парализовать, старайтесь больше узнать и судить непредвзято, не попадая во власть мифов и стереотипов.

Однако у современного человека есть и свои основания для неприятия чужого. Грустно, но факт, что дети становятся приемными после того, как остались без собственных родителей, стали сиротами. А в наше время они обычно становятся социальными сиротами – то есть оказываются одинокими не по воле злого рока, а по причине алкоголизма, жестокости, безответственности и прочего подобного поведения их собственных папы и мамы. То есть эти дети для большинства приемных родителей – еще и представители другого социального слоя, с другими представлениями о том, как надо растить детей, как себя вести, ради чего и как жить и т. п. Как говорится, «два мира, два образа жизни». Пока он маленький и послушный, про это не думается. А как только дитя в первый раз выпьет пива или накрасит губы – тут-то этот страх волной и накроет. И в голову не придет ведь здравая мысль: «Это возраст такой». Мысли будут примерно такие: «Все, это наследственность. Он уже спивается. Она уже начала становиться проституткой».

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

·   Не терять головы.

·   Избегать предвзятости в суждениях.

·   Больше доверять своим чувствам «здесь и сейчас», в сегодняшнем общении с ребенком, а не страхам «что может быть потом».

·   Отдать себе отчет в своих мотивах : чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить «идеального» ребенка?

·   По особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся болезнях, собрать достоверную информацию.

·   Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них совсем «чужие» вам гены. Это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.

·   Обратиться к специалистам , которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.

·   Создавать дома «развивающую среду» , много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязаловке»,

·   Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка, как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект». Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.

·   Не сравнивать с другими.   Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивайте его только с ним самим, вчерашним: раньше не умел, а теперь получилось!

·   Терпеливо ждать.  Получить все и сразу невозможно. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Все, что в принципе возможно – в свое время будет, при условии хороших взаимоотношений и вашей разумной помощи и поддержки. А что невозможно – того все равно не добьетесь, только измучаете себя и ребенка.

·   Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!

·   Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.

·   Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и  преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости – наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».

·   Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха! 

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания,                 то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует                   и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

 

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

 

ИНФОРМАЦИЯ

ГКУ «Крымский республиканский центр социальных

служб для семьи, детей и молодежи» о развитии семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей,

на территории Республики Крым

за 2019 год и 1 квартал 2020 года

 

За 2019 год в ГБУ РК «ЦСССДМ» (далее - территориальные ЦСССДМ) по вопросу создания замещающих семей обратилось 10 лиц и 38 семей, из них 7 лиц и 24 семьи взято на учет территориальных ЦСССДМ. За 3 месяца 2020 года в территориальные ЦСССДМ обратилось 9 лиц и 16 семей, из них 6 лиц и 9 семьи взято на учет территориальных ЦСССДМ по вопросу создания замещающих семей.

ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» (далее – КРЦСССДМ) проводит подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. В 2019 году КРЦСССДМ подготовлено и проведено 15 обучающих семинаров для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Общее количество граждан, которые прошли обучение 381 человек, из них 160 кандидатов в усыновители, 175 кандидатов        в опекуны/попечители, 46 кандидатов в приемные родители.

В 1 квартале 2020 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 3 обучающих семинара для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, стать кандидатами в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Общее количество граждан, которые прошли подготовку - 70 человек, из них 32 кандидата в усыновители, 32 кандидата  в опекуны/попечители,  6 кандидатов в приемные родители.

Все кандидаты в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по окончании «Школы приемных родителей» получили Свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации.

Социально-педагогический тренинг по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации, то есть кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, имеет четко обозначенные ориентиры – оказание возможности кандидатам в приемные родители взвесить, насколько серьезное желание взять в свою семью «чужого» ребенка; оценить разные аспекты своей семейной жизни и сравнить их с тем, что необходимо  для воспитания «чужого» ребенка; научиться уважать потребности детей  с разным жизненным опытом; научиться проявлять больше понимания проблем     в разных ситуациях; лучше понимать себя, свои силы, эмоции и личные качества; сформировать представления об особенностях воспитания приемных детей и тем самым помочь кандидатам приобрести уверенность и гибкость в роли приемных родителей; пробудить у кандидатов чувство, что они являются частью единой системы попечения о детях и могут строить свои отношения с социальным работником как с партнером, без осуждения и гордыни; убедиться, что обращения за помощью к другим приемным родителям и предложения собственной помощи в тяжелое время способствуют улучшению существующей системы попечения   о детях в приемных семьях. Во время проведения тренинговых сессий все поставленные задачи были выполнены.

Все семьи, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, обследуются специалистами и по мере необходимости охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь; а также помощь в оформлении документов.