Вы здесь

Желаете взять ребенка в семью?

 С целью предупреждения и ограничения распространения новой коронавирусной инфекции ГКУ "Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" временно проводит обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители в очно-заочном режиме.

Вы можете дистанционно заполнить форму заявки на обучение (раздел "Документы"- "Документы КРЦСССДМ") и отправить по электронному адресу krcsssm@yandex.ru.

 

Желаете взять ребенка в семью?

        

ПОИСК И ВЫБОР СВОЕГО РЕБЕНКА...

     Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

     Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.

     Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев - пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

     Достаточно часто решение взять в семью ребёнка принимается под влиянием внешних обстоятельств – вы узнали о соседском ребенке, попавшем в приют; увидели сироту в больнице; знакомая, работающая в доме ребенка, рассказала о конкретном малыше; или же вы как-то связаны с детским учреждением, в котором оказался такой ребенок. Но если у вас всё происходило иначе, и вы пришли к усыновлению самостоятельно, а образ желанного ребенка пока еще очень абстрактен, составлен из рассказов, воспоминаний, личного опыта и других мелочей, как тогда подступится к поиску ребёнка и что предстоит пройти на этом пути?

 

 

Каждый месяц в КРЦСССДМ проходят двухнедельные обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Для того, чтобы пройти семинар, желающему необходимо лично прийти в КРЦСССДМ и написать заявление о прохождении обучения. Срок обучения 2 недели с 10.00 до 17.00 в рабочие дни, кроме выходных.

По окончании курсов выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предъявления на всей территории Российской Федерации. 

График обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители в Школе приемных родителей ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» в 2021 году:

с 18 по 28 января;

с 08 по 18 февраля;

с 01 по 12 марта;

с 22 марта по 01 апреля;

с 12 по 22 апреля;

с 17 по 27 мая;

с 07 по 18 июня;

с 28 июня по 08 июля;

с 19 по 30 июля;

с 31 августа по 10 сентября;

с 20 по 30 сентября;

с 11 по 21 октября;

с 08 по 18 ноября;

с 29 ноября по 09 декабря.

 

На обучение принимаются лица, имеющие право быть усыновителями  в соответствии с ч.1 ст.127 Семейного кодекса Российской Федерации, и лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями), в том числе на возмездной основе, детей в соответствии со ст.146 Семейного кодекса Российской Федерации, на основании личного заявления граждан, желающих быть кандидатами, или письменного ходатайства (направления) структурных подразделений по делам детей и защите их прав администраций муниципальных районов и городских округов Республики Крым с указанием Ф.И.О., адреса регистрации, адреса фактического проживания, контактного номера телефона кандидатов.

Группы формируются по мере поступления заявлений, ходатайств (направлений).

Школа подготовки приемных родителей

Наименование школы подготовки приемных родителей

Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Обучающие семинары по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители

Директор

Боровик Николай Сергеевич

Адрес

Ул. Трубаченко , 23а

Телефон (приемная)

(3652) 44-13-43

 

Электронная почта

KRCSSSM@yandex.ru

Сайт

КРЦСССДМ.РФ

 

 

ФИО специалистов

Сандулова Оксана Витальевна – тренер

Телефон

(3652) 44-13-43, м.т. +79787133427

 

 

Часы приема граждан

Пн - чт  9-18, пт  9-17.45

 

 

МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО

 

Воспитание – великое дело,

им решается участь человека

В.Г. Белинский

 

… Каждый день мы делаем свой выбор: что одеть, что позавтракать, что купить в магазине, какую читать книгу, какой фильм смотреть, с кем дружить и как поступить в той или иной ситуации.

«-Алло, это бюро находок? – спросил детский голос.

- Да, малыш. Ты что-то потерял?

- Я маму потерял…»

В унисон тишине актового зала наши сердца бились всё сильнее и сильнее… А специалист продолжала:

« - А какая, твоя мама?

- Она красивая и добрая. И ещё она очень любит кошек…»

Так Оксана Витальевна Сандулова начала занятия по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Подготовка проходила в Государственном казенном учреждении «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи».

Принять ребёнка в свою семью, своё сердце и душу, жизненноважный, очень ответственный и серьёзный выбор для каждого из нас…

В тёплой, доброжелательной атмосфере, сидя в кругу, мы знакомились. Каждый из нас поведал свою историю, рассказывая о главном решении в жизни – принятие на воспитание ребёнка в свою семью, свою жизнь, оставшегося без попечения родителей. Вовремя сказанные слова поддержки, искреннее понимание со стороны Оксаны Витальевны, и создавали особый фон принятия друг друга.

Умело прикасаясь к сердцу и душе каждого из нас, специалист предложила на «Дереве ожиданий» разместить, написанные на листах бумаги: «Что ожидаем от данных занятий?» и «Чего опасаемся?» Ожидания участников курсовой подготовки – самые разнообразные, но «красной нитью», ведущим звеном было отмечено: «Более глубоко понять себя».

Ключевым стал вопрос: «Как правильно, умело, безболезненно, и на каком этапе жизни ребёнка говорить, что он усыновлён?»

Лучше познакомиться друг с другом помог «Герб семьи», который рисовал и представлял на занятиях каждый участник. В ярком многообразии наших, с любовью выполненных рисунков, чётко прослеживался общий девиз: «Моя семья – моё богатство!»

Таким образом, благодаря профессиональному, грамотному подходу Оксаны Витальевны Сандуловой, мы стали единой командой, объединённой общей целью в получении новых знаний и умений.

Каждый день занятий был наполнен глубоким содержанием и смыслом. Мы познавали, прежде всего, себя, дискутировали, обменивались своим мнением и определённым жизненным опытом. Побывали в роли и «родителя» и «ребёнка», а объединяясь в небольшие группы, дружно находили решение в предложенных специалистом ситуациях.

Очень трудно выделить, да, пожалуй, невозможно, наиболее значимую тему занятий. Подготовка личности к изменениям в семье; полноценное развитие человека; содержание и методы семейного воспитания; преодоление у ребёнка чувства потери и другие жизненноважные темы, рассмотренные в ходе курсовой подготовки, составили  единое целое в непрерывном процессе воспитания наших детей.  А грамотно и умело подобранные примеры из профессионального опыта Оксаны Витальевны Сандуловой, помогли создать наиболее полную, яркую картину восприятия и глубокого понимания предложенных тем занятий.

Новый день занятий начинался какой-либо оптимистичной фразой, например: «Сегодня моё настроение похоже на…» (необходимо было продолжить фразу). Традиционно заканчивался притчей, из которой каждый из нас выносил для себя что-то очень важное, необходимое для жизни.

«Семья – главное в жизни каждого человека. А счастливые, наполненные радостью глаза наших детей – необыкновенное  и самое огромное счастье!» особо отмечает Жанна Ивановна Кислица, директор Государственного бюджетного учреждения «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи».  И, если каждый из нас примет своё, и только своё решение, которое подскажут наши сердце и разум, и возьмёт на воспитание в свою семью ребёнка, в нашем мире появится ещё одна частичка любви и добра. А каким вырастит и кем станет наш ребёнок, будет зависеть только от нас самих.

Татаринова  Елена Владимировна  г.Ялта

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка  и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Однако никакой даже очень уютный детский приют не заменит ребёнку родной дом, а самые добрые и внимательные воспитатели и няни – папу и маму. Вместе с тем в жизни случается разное, и никто не застрахован от трагедии, когда родители уходят из жизни, не успев вырастить своих малышей, или оказываются клиентами пенитенциарной системы по собственной вине, а то и просто ведут настолько асоциальный образ жизни, что соответствующие органы вынуждены лишать их родительских прав.

Деньги не главное

В последнее время к вопросу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, значительно возросло внимание государства, что в первую очередь выражается в достаточно серьёзной материальной поддержке приёмных семей.  На каждого ребёнка ежемесячно выделяется сумма в размере двух прожиточных уровней, а приёмные родители получают оплату своего сложного, но приятного для души труда в размере двух минимальных месячных зарплат за каждого ребёнка. Эти деньги дают возможность вырастить интеллектуально развитого и здорового ребёнка, обеспечить хорошим питанием, одевать, покупать всё, что необходимо для успешной учёбы, устраивать полноценный и интересный отдых, а также оплачивать дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции.

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания, то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

 

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

Государственное казенное учреждение Республики Крым «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» планирует и обеспечивает подготовку специалистов ЦСССДМ для проведения социальной работы по вопросам устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания; по Ходатайству структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных ЦССССДМ, или по личному заявлению граждан, желающих принять в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, КРЦСССДМ формирует учебные группы, организовывает и проводит обучение для кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по программе, утвержденной Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым от 13 мая 2014 года № 17 «Об утверждении программ обучения кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители и приемных родителей, родителей-воспитателей» и выдает свидетельство, установленного образца, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

 

 

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Когда люди хотят принять в свою семью ребенка, они руководствуются самыми добрыми чувствами и намерениями. И эти добрые побуждения попадают на «одну чашу весов» в процессе принятия решения. А на «другой чаше весов» оказываются как социальные стереотипы («мифы») в отношении детей из детских домов, так и вполне реалистичные опасения.

Какие из этих страхов напрасны, а чего все же стоит опасаться? А главное – что делать, чтобы опасения не сбылись? Об этом и будет разговор в статье.

Начнем с того, что бояться и тревожиться в переломный момент своей жизни – а появление нового члена семьи, хоть родного по крови, хоть нет, это именно такой момент – нормально и даже правильно. Психологи проводили исследования, которые показали, что у тех беременных женщин, которым часто снились тревожные сны, роды проходили более благополучно. Возможно, потому, что женщина из-за тревоги более ответственно относилась к себе, готовилась к появлению ребенка. Наш многолетний опыт показывает примерно то же самое: как раз у абсолютно самоуверенных и не испытывающих тревоги приемных родителей чаще бывают проблемы, а тот, кто боится, переживает, но все равно делает, рано или поздно справляется с любыми трудностями. Так что бойтесь на здоровье, главное – не позволяйте страху вас парализовать, старайтесь больше узнать и судить непредвзято, не попадая во власть мифов и стереотипов.

Однако у современного человека есть и свои основания для неприятия чужого. Грустно, но факт, что дети становятся приемными после того, как остались без собственных родителей, стали сиротами. А в наше время они обычно становятся социальными сиротами – то есть оказываются одинокими не по воле злого рока, а по причине алкоголизма, жестокости, безответственности и прочего подобного поведения их собственных папы и мамы. То есть эти дети для большинства приемных родителей – еще и представители другого социального слоя, с другими представлениями о том, как надо растить детей, как себя вести, ради чего и как жить и т. п. Как говорится, «два мира, два образа жизни». Пока он маленький и послушный, про это не думается. А как только дитя в первый раз выпьет пива или накрасит губы – тут-то этот страх волной и накроет. И в голову не придет ведь здравая мысль: «Это возраст такой». Мысли будут примерно такие: «Все, это наследственность. Он уже спивается. Она уже начала становиться проституткой».

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

·   Не терять головы.

·   Избегать предвзятости в суждениях.

·   Больше доверять своим чувствам «здесь и сейчас», в сегодняшнем общении с ребенком, а не страхам «что может быть потом».

·   Отдать себе отчет в своих мотивах : чего я хочу? Помочь ребенку, которому трудно и плохо? Испытать радость родительства, заботы и любви? Или получить «идеального» ребенка?

·   По особо пугающим вопросам, например, о генетически передающихся болезнях, собрать достоверную информацию.

·   Подумать о своем супруге, о самых близких друзьях. У них совсем «чужие» вам гены. Это не мешает ни любви, ни близости, ни взаимопониманию.

·   Обратиться к специалистам , которые проведут грамотную диагностику уровня развития ребенка и степени его отставаний, разработают систему развивающих и коррекционных занятий, подходящую именно вашему ребенку, дадут рекомендации, как с ним заниматься дома.

·   Создавать дома «развивающую среду» , много общаться с ребенком, поддерживать его начинания, разрешать пробовать новое; самим относиться к занятиям как делу увлекательному, а не как к «обязаловке»,

·   Помнить, что отставание в развитии детей-сирот связано прежде всего с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка, как говорят психологи, «аффект тормозит интеллект». Когда ребенок в вашей семье почувствует себя любимым и защищенным, его развитие ускорится.

·   Не сравнивать с другими.   Любое сравнение подкрепляет неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу. Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Сравнивайте его только с ним самим, вчерашним: раньше не умел, а теперь получилось!

·   Терпеливо ждать.  Получить все и сразу невозможно. Ни одному садовнику не придет в голову разворачивать бутон, чтоб цветок быстрее раскрылся и стал красивым! Все, что в принципе возможно – в свое время будет, при условии хороших взаимоотношений и вашей разумной помощи и поддержки. А что невозможно – того все равно не добьетесь, только измучаете себя и ребенка.

·   Разумно определять нагрузки. Они должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребенка. Приготовление уроков «до ночи» не бывает продуктивным!

·   Всегда искать позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите своего ребенка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.

·   Хвалить за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и  преодоление трудностей. Научить ребенка этой жизненной мудрости – наверное, основная задача. Приемным детям она дается сложнее. Во-первых, опыт отвержения родными родителями подрывает веру в себя, а она лежит в основе настойчивости и упорства (не путать с упрямством – это вещи прямо противоположные!). Во-вторых, именно воля и терпение – качества, которые отсутствовали у кровных родителей этих детей, и формировать их приходится «с чистого листа».

·   Верить в ребенка. Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха! 

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания,                 то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует                   и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь. С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

 

Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

 

ИНФОРМАЦИЯ

ГКУ «Крымский республиканский центр социальных

служб для семьи, детей и молодежи» о развитии семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей,

на территории Республики Крым

за 1 квартал 2021 года

 

В 1 квартале 2021 года в ГБУ РК «ЦСССДМ» (далее - территориальные ЦСССДМ) обратилось 8 лиц и 15 семей по вопросам создания замещающих семей, из них 7 лиц и 11 семей взято на учет территориальных ЦСССДМ по вопросам создания замещающих семей.

С целью повышения уровня социально-психолого-педагогической компетентности лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством, ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» (далее – КРЦСССДМ) проводит подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Трудоемкость программы составляет 79 часов. В течение 1 квартала 2021 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 4 обучающих семинара по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Общее количество граждан, которые прошли обучение 129 человек, из них 59 кандидатов в усыновители, 59 кандидатов в опекуны/попечители, 11 кандидатов в приемные родители (в сравнении с 1 кварталом 2020 года: на 3 обучающих семинарах прошел обучение 70 человек). Все кандидаты в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по окончании «Школы приемных родителей» получили Свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Обучающие семинары были проведены в очно-заочной форме с соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции и рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей постоянно актуализируется. Одной из задач Программы подготовки является ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации и Республики Крым в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с мерами по предотвращению рисков жестокого обращения и причинению вреда здоровью ребенка в замещающей семье, с ответственностью лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

Все семьи, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обследованы и по мере необходимости охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь; а также помощь в оформлении документов.

В соответствии с п. 4 решения коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.02.2016 № 2 «Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей», управлениям (отделам) по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Республике Крым поручено обеспечить представление в территориальные ЦСССДМ информации о детях, устроенных на воспитание в приемные семьи, под опеку (попечительство).

Специалисты ЦСССДМ в кратчайшие сроки инспектируют семьи с целью организации при необходимости социального сопровождения детей, которые находятся в замещающих семьях.

Из Управлений (отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав получено 68 (в 1 квартале 2020 года – 97) сообщений о детях, устроенных под опеку (попечительство) в Республике Крым. Специалистами территориальных ЦСССДМ обследовано 611 (в 1 квартале 2020 года – 662) семей опекунов/попечителей. 606 (в 1 квартале 2020 года – 471) семей опекунов/попечителей, в которых воспитывается 766 детей, являются получателями срочных услуг. 391 (в 1 квартале 2020 года – 412) семья опекунов/попечителей, в которых воспитывается 677 детей находятся на Индивидуальной программе предоставления услуг территориальных ЦСССДМ. Общее количество оказанных социальных услуг семьям опекунов – 10917 (в 1 квартале 2020 года – 10785).

Всего в 1 квартале 2021 года из структурных подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных образований Республики Крым в территориальные ЦСССДМ поступило 72 уведомления об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи (опека, приемная семья). Специалистами ГБУ РК «ЦСССДМ» обследовано 85 замещающих семей. 13 письменных сообщений направлено в Управления (отделы) по делам несовершеннолетних и защите их прав об отказах опекунов (безвозмездная и возмездная опека) от предоставления социальных услуг территориальными ЦСССДМ.

Специалисты территориальных ЦСССДМ в кратчайшее время после получения сообщений от управлений (отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав должны проинспектировать семьи опекунов/попечителей и в случае необходимости организовать профессиональное сопровождение детей, которые находятся под опекой (попечительством) в период адаптации и на последующих этапах проживания детей. В случае отказа опекунов (попечителей) (безвозмездная, возмездная опека) от психолого-педагогического сопровождения, ЦСССДМ должны информировать соответствующее управление (отдел) по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По информации ЦСССДМ на 31.03.2021 в Республике Крым функционирует 405 (в 1 квартале 2020 года – 363) приемных семей, в которых проживает 1607 (в 1 квартале 2020 года -1427) детей, оставшихся без попечения родителей. 50 (в 1 квартале 2020 года – 33, в них 103 приемных ребенка) приемных семей, в которых воспитывается 161 приемный ребенок, не являются получателями социальных услуг (ИППСУ или срочных услуг), что составляет 12,3% от общего количества приемных семей в Республике Крым. В г.г. Алушта, Керчь, Саки, Судак, Феодосия, Ялта, Бахчисарайском, Красногвардейском, Первомайском, Раздольненском, Советском районах все приемные семьи охвачены социальной работой территориальных ЦСССДМ.

355 (в 1 квартале 2020 года - 330) приемных семей, в них 1446 (в 1 квартале 2020 года - 1324) приемных детей, являются получателями социальных услуг территориальных ЦСССДМ на конец отчетного периода. В 1 квартале 2021 года в Республике Крым создано 9 (в 1 квартале 2020 года - 11) приемных семей, вновь устроено (доустроено) 38 (в 1 квартале 2020 года – 49) приемных детей. 9 (в 1 квартале 2020 года – 8) приемных семей закрыто, выведено из состава приемных семей 43 (в 1 квартале 2020 года – 31) приемных ребенка.

В 14 (в 1 квартале 2020 года – 13) приемных семьях воспитывается 23 (в 1 квартале 2020 года – 23) ВИЧ-инфицированных приемных ребенка, в 245 (в 1 квартале 2020 года –217) приемных семьях воспитывается 787 (в 1 квартале 2020 года – 616) приемных детей, которые состоят на медицинском учете, в том числе имеют ограниченные возможности здоровья или инвалидность

В 1 квартале 2021 года в рамках выполнения постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 26.10.2020 № 4/2, решения коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.02.2021 № 1/5, с целью повышения воспитательного потенциала, профилактики синдрома эмоционального сгорания замещающих родителей, профилактики жестокого обращения с детьми, проживающих в замещающих семьях, территориальными ЦСССДМ организовано и проведено 41 заседание «групп взаимопомощи», в которых приняло участие 274 замещающих родителя.

С учетом вышеизложенного и приоритетов деятельности территориальных ЦСССДМ специалистам территориальных ЦСССДМ необходимо продолжать работу по информированию граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в установленных семейным законодательством формах,  о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывать содействие в подготовке документов, продолжать проводить качественный подбор кандидатов в замещающие семьи, оказывать услуги по защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению достойного уровня жизни детей, устроенных в семейные формы проживания и воспитания.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКА

 

Отношение с подростком — как хождение по канату. Баланс между родительским авторитетом и близостью, доверием и контролем требует от взрослых чуткости, постоянной включенности, понимания подростковой психологии и принятия своей новой роли в жизни взрослеющего ребенка. В ситуации с приемным подростком все оказывается еще сложнее — прошлый опыт неминуемо оставляет свой след.

Про подростков с сиротским опытом можно часто услышать, что они уже сформированные личности и необходимости в семье у них нет.

Но так ли это?

Необходимо отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший интернатную систему, уже глубоко травмирован.

К чему тогда готовиться приемному родителю или будущему опекуну?

К долгому периоду адаптации — он неминуем. Скорее всего, сначала мы увидим у ребенка большой прогресс, а потом, в период глубокой адаптации, наступит серьезный регресс — отказ выполнять привычные обязанности, немотивированная агрессия.

Почему так происходит?

Ребенок начинает проживать все свои травмы, которые он не пережил в раннем возрасте. В обстановке безопасности и любви он может позволить себе «расслабиться» и впасть в детское состояние. Так устроена наша психика: чтобы выжить и двигаться дальше, мы должны пережить и получить то, что недополучили когда-то.

Это тот самый момент, когда родители вдруг понимают, что они брали «совсем другого ребенка»?

Да, он может открыться с неожиданной стороны. Но ведь размещению подростка предшествует длительный процесс знакомства, который позволяет узнать его лучше. Не надо спешить «спасать сироту». Заменить родителей, которых подросток помнит и, скорее всего, идеализирует, приемный родитель не сможет. Более уместно говорить о позиции друга, готового прийти на помощь в любой сложной ситуации. Отношения с подростком могут выстраиваться на протяжении длительного времени, сейчас распространена практика, при которой знакомство и привыкание могут длиться от нескольких месяцев до года и более.

С какого возраста ребенок может высказывать свое несогласие против размещения в семье?

По нашему законодательству это возможно с 10 лет. Но если ребенок в 5 лет бьется в истерике и не хочет в семью — на это имеет смысл обратить внимание. Родителей не выбирают — это правда, но это не относится к приемному родительству в полной мере. В чем тогда плюсы подросткового возраста для приемного родителя? При размещении подростка очень важно учитывать, что только тот взрослый, который вполне реализовал себя в жизни, сможет стать настоящим родителем для человека, стоящего на пороге собственной взрослой жизни. Ждать от него объятий и признаний в любви не стоит, вряд ли он назовет тебя «мама» или «папа». Зато с подростком ты получаешь быстрый результат. Если правильно подобран ключик, хороших результатов можно достигнуть за пять-семь лет. Если у тебя случился с ребенком контакт, появилось взаимопонимание и доверие — отношения строятся легко.

В чем секрет такого контакта? Как его построить?

Все очень индивидуально, универсальных рецептов здесь нет. Но есть единый принцип для всех — и кровных и приемных родителей — принцип честности. Когда ты говоришь то, что думаешь — это очень облегчает жизнь в семье, и на этом строятся по-настоящему доверительные отношения. А если ты говоришь одно, думаешь другое, а делаешь третье — ничего не выйдет. Дети лучше взрослых чувствуют ложь, а у подростков это усиливается из-за юношеского максимализма. Часто дети начинают вести себя асоциально: воровать, проявлять агрессию.

Где проходит граница принятия такого поведения?

Воровство — очень распространенная проблема. Это важно обсуждать и обговаривать. До тех пор, пока ты не донесешь до ребенка свои нормы и ценности, и они не станут значимым для него, — ничего не выйдет. Например, важно, чтобы у ребенка были карманные деньги, пускай и небольшие. Это приучает к ответственности и планированию, дает возможность делать что-то и не отчитываться за это. Конечно, если ты понимаешь, что начинает происходить что-то неприемлемое, на это необходимо обратить внимание и обратиться к специалисту — тянуть и ждать, что все решится само собой, не стоит.

Существуют ли дети, которые не созданы для проживания в семье?

К сожалению, да. Есть дети с серьезными нарушениям, включая поведенческие, которым проживание в семье вряд ли принесет что-то хорошее. Скорее им подойдет интернатная система с четким режимом, порядком и нормами. Именно поэтому, все разговоры о том, что необходимо закрыть детские дома — лукавство. Во всем мире существуют интернатные учреждения для детей, которые имеют особенности. Не проблемы, а особенности, которые просто требуют особого подхода. При этом у детей вне учреждений могут быть взрослые друзья и наставники, к которым они могут обратиться с вопросом.

Когда человек берет в семью ребенка, может ли он заранее оставлять себе право на шаг назад?

Нет. Когда ты оставляешь себе право отказаться от своего решения, ты предаешь его еще раз. У тебя нет на это права. Ты должен быть уверен, что сделаешь все возможное и пойдешь до конца. Конечно, важно сразу обращаться за поддержкой к специалистам.  Подросток тоже должен знать, что есть место, где он может получить помощь. И сразу важно понимать, что точно будет непросто, и, скорее всего, ты вряд ли услышишь от такого ребенка заветные слова «мама» или «папа». Кем тогда ты будешь этому ребенку? Ты станешь ему другом, и это очень ценно. Не важно, сколько ему лет, он должен знать, что может прийти к тебе в любой момент. Потому что это и его дом тоже, и часть его жизни.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

ПРИ АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА

Агрессивное поведение приемного ребенка: что делать родителям

Одно из главных опасений приемных родителей — возможное плохое поведение ребенка вскоре после того, как он попадет в семью — или спустя значительное время.

Что могут сделать родители?

Помнить о том, что они (родители) старше и сильнее. Мысль «я не могу с ним справиться» не должна звучать ни вслух, ни в голове. Когда взрослый начинает ощущать себя жертвой, это вызывает боевой энтузиазм у ребенка и провоцирует его быть агрессором. На самом деле, взрослые люди старше, больше и сильнее, чем их дети, даже если они в этом сомневаются. Это объективная реальность. Как бы ребенок ни бушевал, все равно он остается маленьким ребенком, к тому же несчастным.

Не принимать ярость ребенка на свой счет. Его агрессия — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства жизни, которая выражается «не вовремя и не тем людям». Он зол, и у него есть на это основания, но это не значит, что он прав или правильно себя ведет.

Бороться не с чувствами, а с поведением. Ребенок имеет право злиться, но не имеет права причинять вред окружающим. Если его «понесло», важно не «заразиться» его эмоциями, а стараться сохранять эмоциональное равновесие. В некоторых случаях требуется физическое сдерживание, но не битье. Существуют разные возможности справляться с эмоциональными выплесками, и если родители на стороне своего ребенка, то они помогут ему найти подходящий способ.

Бороться не с ребенком, а с агрессией. Взрослый должен быть союзником и старшим помощником ребенка, обсуждая с ним его приступы ярости. Необходимо дать ребенку понять, что пока что он действительно не может справиться со своей злостью, но это обязательно произойдет со временем, и взрослые ему в этом помогут.

Внимательно относиться к проявлениям аутоагрессии. Постараться выяснить причины «самонаказания», понять, в чем ребенок винит себя, какова стоящая за виной утрата. Для этого важны доверительные отношения с ребенком, его уверенность, что приемные родители поймут и постараются помочь. Поняв, какова истинная эмоциональная потребность ребенка, взрослые смогут найти другой, более адекватный способ ее удовлетворения.

Обратиться к специалисту. Ребенку может быть очень важно, осознать причины своей ярости и выразить ее «по адресу» — это можно сделать с помощью психолога. Если ребенок уже осознает приступы агрессии как свою проблему и хочет с ними справиться, психолог может научить его приемам саморегуляции.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Одним из главных видов помощи приемному ребенку в замещающей семье является предоставления семьей возможности восполнить недостаток в эмоциональном, сенсорном и социальном развитии.

Среди наиболее часто встречающихся проявлений дезадаптации приемных детей и показателей адаптации можно выделить следующие:

  1. Проявление дезадаптации: нарушение чувства привязанности; избегание телесных контактов; гиперактивность; моторные стереотипные аутостимуляторные действия (раскачивание, сосание пальцев, расцарапывание кожи и т.п.).

Показатели адаптации:

А) установление визуального (глазами) контакта с замещающими родителями; готовность к тактильным (телесным) контактам (обнимание, прижимание и т.п.);

Б) готовность одному остаться дома или спокойно отпустить члена семьи, к которому сформировалась привязанность;

В) исчезновение стереотипных действий или быстрое переключение с них.

2. Проявление дезадаптации: физическая агрессивность; плач, крик, страх.

Показатели адаптации:

А) вербализация агрессии как рефлексия первопричины;

Б) вербализация эмоционального состояния (поток слов); уравновешенность, хорошее настроение;

3. Проявление дезадаптации: отсутствие самостоятельной игровой деятельности.

Показатели адаптации:

А) самостоятельная игра с куклами и игрушками (для более старшего возраста умение самостоятельно занять себя);

Б) участие в игровой деятельности с другими детьми.

 

Советы приёмным родителям

Попадая в новую семью, ребенок находится в тревожной для себя ситуации, приемные родители должны помочь ему ответить на вопросы, которые его волнуют:

- Кто эти люди, с которыми я теперь буду жить;

- Смогу ли я встретиться с теми, с кем жил раньше;

- Кто будет принимать решения о моем будущем;

- Чего я могу ожидать от этих людей.

1. Несколько рекомендаций:

- Позвольте ребенку задавать вопросы, будьте готовы ответить на них;

- Постарайтесь помочь ребенку узнать как можно больше о новом месте, о членах семьи, по возможности покажите фотографии и т.д.;

- Позвольте ему принять участие в выборе мебели и (или) каких-то еще вещей для его комнаты и нового места жительства в целом.

2. Восстановление доверия, важные моменты в поведении взрослых, которые помогают формированию положительных взаимодействий между взрослым и ребенком:

- Говорить с ребенком спокойно, дружелюбно;

- Говорить ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать его так, чтобы взгляд был направлен на вас;

- Отвлекаться на нужды ребенка, а если удовлетворение этих нужд невозможно, спокойно объяснить, почему;

- Всегда подходить к ребенку, когда он огорчен, расстроен, плачет, чтобы выяснить причину.

3. Советы о воспитании ребенка в семье:

- Постоянно давайте ребенку понять, что он часть семьи. Чаще употребляйте такие слова, как «наш сынок» (дочка), «наша семья», «мы – твои родители» и т.д.

- Празднуйте не только дни рождения, но и тот день, когда дети попали в семью.

- Покупая что-то ребенку, купите такую же вещь, как у взрослых или у ребят которые уже есть в семье.

- Проявляйте заботу, покажите привязанность в отношениях между членами семьи.

- В восстановлении доверия большую роль играет телесный контакт между взрослым и ребенком (даже для достаточно больших детей), например: поглаживайте ребенка по голове, спине, играйте в щекотки, догонялки, прятки, в свободные минуты садитесь или ложитесь в обнимку, читая или смотря телевизор и т.д.

- Если хотите, чтобы общение с вами было приятно ребенку, а сами вы для него интересны, ведите разговор с ним в русле его интересов, а не своих собственных. Выясните, чем он увлекается, что ему дорого и начинайте разговор с этого, незаметно переводя разговор на нужный вам предмет.

- Умейте слушать ребенка, не торопитесь высказать свое мнение по каждому поводу.

- Не суетитесь сами, дети не любят суетливость. Суетливые взрослые не вызывают у них ни уважения, ни доверия.

- Если ребенок в чем-то терпит неудачи, и теряет уверенность в себе – не стыдите, не упрекайте, не заставляйте. Расскажите, как сами когда-то чего-то боялись или не умели, а потом научились преодолевать неудачи.

- Критикуя поступок ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».

- Помните, что «хороший» ребенок и «удобный» для вас ребенок – это не одно и то же. Удобный, тихий, во всем с вами согласный и во всем вам подчиняющийся – это или больной ребенок, или будущий приспособленец.

- Если вы раздражены, огорчены, устали не вступайте с ребенком, в это время в какой либо воспитательный контакт. Переждите, остыньте, перестройтесь. Злость и раздражение – плохие советчики и плохие помощники.

- Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок ничего не будет от вас скрывать.

- Если есть необходимость в «проработке» ребенка, связанной с назиданием и упреками, помните, что они действенны только в течение 2-3 минут. Если назидания продолжаются дальше, чувство вины у ребенка сменяется раздражением, появляется противодействие. Эффективность такого воздействия не только сводится к нулю, а также дает отрицательный эффект.

- Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и общения «больше так не делать». Это всегда или фальшь или унижение, которого ребенок чаще всего не прощает, особенно если это унижение вы заставили его пережить публично.

- Не бойтесь просить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас. Советуйтесь друг с другом

- Умейте вовремя закончить разговор.

 

Если попробовать обобщить все индивидуальные советы, то можно вывести универсальные рекомендации, способные творить чудеса.

1. Проявляйте свою любовь.

2. Не обманывайте ребёнка.

3. Не манипулируйте чувствами.

4. Не ссорьтесь при ребёнке.

5. Слушайте, старайтесь понять и уважайте мнение ребёнка.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Первые дни ребенка в семье

  1. В первые дни необходимо поддерживать тот режим дня ребенка, к которому он привык в учреждении.
  2. Узнать, предпочтения в еде, чем он питался, не настаивать, если ребёнок будет отказываться от каких-то полезных продуктов, например, рыбы, фруктов, зелени.
  3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык.
  4. Не перегружать ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми.
  5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи.
  6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
  7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах.
  8. Стараться не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны.
  9. Первое время стараться быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривать с ним. Говорить с ним о том, что ему интересно, внимательно слушать всё, что он рассказывает, но стараться резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова.
  10. За обеденным столом у ребенка должно быть свое место — это делает его полноправным членом семьи. Очень важно, чтобы он сидел на одном уровне с остальными.

Всегда нужно помнить о том, что ребенку на самом деле очень мало надо, и если у Вас нет возможности что-то ему купить, не печальтесь. В вашем арсенале всегда должно быть самое главное, что совсем не стоит денег — ваша любовь, ваша готовность ему помочь, ваша доброта и искренность.

 

Рекомендации для замещающих  родителей по налаживанию контакта с приемными детьми.

Способы наладить контакт родителям с приемным ребенком

Многие родители тревожатся за будущее, если берут в семью не новорожденного, а ребенка, которому есть несколько месяцев или даже лет. Их беспокоит, что у ребенка уже есть негативный жизненный опыт, например, опыт расставания с теми, кто заботился о нем ранее, будь-то прошлая семья или  детский дом.

Родители опасаются, что у ребенка не возникнет с ними такая же крепкая связь. Но это беспокойство напрасно, ведь возникновение привязанности — это долгий процесс. Один момент разделенного счастья, любви и безопасности еще не превращается в привязанность, и точно так же один напряженный момент переезда из детдома не вызовет проблем с возникновением связи между ребенком и новыми родителями.

СОВЕТЫ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ:

Будьте внимательны и чутки

Спрашивайте себя: «О чем сейчас думает мой ребенок? и «Что он может подумать об этой ситуации?» Не успокаивайте себя мыслью, что ребенок воспринимает происходящее так же, как вы: его восприятие должно совпадать с вашим. Не спешите. Следите за сигналами, которые он вам подает.

Будьте эмоционально открыты

Ребенку важно видеть, что вы испытываете (и проявляете) разные эмоции. Не бойтесь показать свое удовольствие от общения с ним: улыбайтесь, когда к нему обращаетесь. Но и не скрывайте свои негативные эмоции: если у вас на глазах слезы, объясните, что вам грустно, расскажите, почему вы грустите. Так вы подаете ребенку пример выражения чувств: ему важно видеть, каково это — осознавать свои эмоции и проявлять их. Если он научится проговаривать, что именно он чувствует, это избавит его от необходимости подавлять эмоции или «выпускать пар» через действия.

Смотрите друг другу в глаза

Если ребенок отводит взгляд, не настаивайте, но не прекращайте попыток. Можно играть в гляделки, например. Игровая ситуация снижает чувство опасности и превращает глазной контакт в приятное развлечение.

Будьте готовы к нытью, истерикам, прилипчивости

Если ребенок так себя ведет, не бросайте его одного, помогите ему успокоиться. Таким поведением ребенок старается удержать вас рядом. Оно постепенно сойдет на нет — ребенку будет все легче и легче выражать свои чувства иначе.

Отзывайтесь на подобное поведение конструктивно, предлагайте ребенку слова, которые описывают его чувства: «Похоже, ты хочешь побыть с папой», «Ты пытаешься сказать, что не хочешь, чтобы я уходила?»

Будьте предсказуемы

Будьте рядом. Реагируйте, когда ребенок плачет, кричит или зовет вас. Сколько бы ни было ребенку лет, реагируйте в пределах 15 секунд. Для вашего ребенка должно стать само собой разумеющимся, что, если он зовет, вы откликнитесь.

Сочетайте слова и действия

Например, приходя будить ребенка утром, сразу начинайте разговор: «С добрым утром! Как спалось? Сейчас мы будем вставать, а потом пойдем гулять. Как тебе такой план? Я соскучилась, пока ты спал. Надеюсь, ты выспался. Ты лучший мальчик на свете!» Это помогает ребенку привыкнуть к тому, что забота, выражаемая через поступки (одевание, умывание), соединена с вами, с вашим голосом.

Создавайте ритуалы

Зная, чего ожидать, ребенок будет меньше испытывать стресс. Ритуалы, связанные с моментами перехода: от бодрствования ко сну, от дома к детскому саду или няне — успокаивают ребенка и дают ему уверенность.

Предсказуемость событий упрощает для ребенка выражение эмоций. Ребенок все равно иногда будет плакать, когда вы оставляете его у няни, но слезы будут вызваны грустью из-за временного расставания, а не страхом неизвестности.

Традиции не должны быть неизменными, они могут эволюционировать: годовалому малышу мы каждый вечер читаем одну и ту же сказку; когда ему два — сказок уже может быть две или три (и он может поучаствовать в их выборе); восьмилетний ребенок уже вполне может сам читать перед сном.

Будьте детоцентричны

Следуйте за ребенком. В какой-то момент дети приходят к выводу, что они пуп земли. Этот этап — нормальная и важная часть развития ребенка. Временная вера в то, будто он центр вселенной, помогает ребенку осознавать себя и чувствовать собственную значимость, вырабатывает внутреннюю силу. Поддержка родителей на этом этапе дает ребенку возможность вырасти более самостоятельным, самодостаточным. Позвольте ребенку брать ответственность на себя: играя, делайте вид, что это он взрослый и все решает.

Не принимайте поведение ребенка на свой счет

Многие родители отмечают, как сильно их ранят некоторые действия ребенка: например, когда он их отталкивает, убегает от них, не хочет обниматься. Пока ребенок учится выражать свои чувства словами, родители часто слышат: «Ты злой!», «Ненавижу тебя!» и «Ты не моя настоящая мама!» Эти слова не отвержение, а просто клапан для выхода сильных эмоций: злобы, раздражения, страха, ужаса, которые ребенок еще не научился, как следует выражать.

Не бойтесь, вы его не испортите!

Чем безопаснее ребенок чувствует себя сейчас, тем независимей он будет в будущем. Ваши чуткость и отзывчивость приведут к тому, что он реже будет использовать нытье и истерики, чтобы привлечь ваше внимание, и ваше общение от этого только выиграет.

Какой бы ни была биография нового члена вашей семьи до встречи с вами, у вас есть все шансы наладить с ним здоровую связь, основанную на чувстве безопасности и взаимной привязанности.

 

Рекомендации для приемных родителей

Как помочь приемному ребенку учиться в школе

Желание помочь приемным детям хорошо учиться, окончить школу и поступить в ВУЗ нередко приводит к самым неожиданным последствиям. Ребенок, подававший надежды, вдруг теряет интерес к учебе.

Для того, чтобы облегчить ребенку процесс учебы и помочь ему адаптироваться к школьным нагрузкам, нужно следовать простым советам:

  1. Выбирайте не рейтинговую школу, а учителя. Ориентируйтесь на педагога, который не боится сложных детей, не рвется к наградам и лучшим оценкам по школе. Найдите терпеливого и теплого человека, с которым ребенку будет легко построить доверительные отношения.
  2. Не завышайте ожидания. Допустите, что может случиться, что ребенок окончит школу со справкой или не захочет дальше учиться. Возможно, он будет автослесарем, но клиенты к нему будут записываться за месяц, и он станет зарабатывать больше, чем профессор ВУЗа. Такое допущение убережет вас от разочарований и позволит радоваться (а не воспринимать, как должное) каждой хорошей оценке.
  3. Ориентируйтесь на успех в построении личных отношений. Не пытайтесь занять роль успешного педагога и мамы одновременно, даже если это получалось с кровными детьми. Это две противоположных роли. Учитель оценивает, а мама любит безусловно. Учитель может поругать за невыученный урок, а мама жалеет, вытирает слезы и говорит «ну ничего, милый, я в тебя верю, у тебя все получится».
  4. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в обычной школе, рассмотрите возможность перевести его в школу с маленькими классами или, возможно, временно ему подойдет надомное обучение.
  5. Не ругайте ребенка за плохие оценки, но бурно радуйтесь каждому его успеху, даже если это первая тройка за неделю в череде двоек. Помогите ему почувствовать себя успешным, знать, что его принимают и любят. И ему наверняка захочется порадовать вас вновь.

Помните, что должно пройти очень много времени, прежде чем ребенок оправится от полученных травм. Не превращайте это время в гонку за хорошими оценками. Дайте возможность ему ощутить себя нужным и любимым, и тогда процесс исцеления пойдет быстрее. И только после этого у него проснется интерес к учебе, к миру, к людям, к жизни.